Перебазирование
в Кривой Рог
В начале
пятидесятых годов Аэрофлот бурно развивался. Осваивалась эксплуатация новой
по тем временам авиационной техники,
росли объемы авиаперевозок, а кадровое обеспечение
отставало. Было принято решение об увеличении числа авиаучилищ ГВФ и объемов
подготовки кадров в них. В частности, было решено создать на основе РАУСС ГВФ
два училища. В Риге расширить подготовку радиотехников службы ЭРТОС -
наземников, а подготовку авиатехников для инженерно-авиационной службы (НАС)
организовать на новой базе в Кривом Роге. Эта база принадлежала ранее
Криворожскому летному училищу ГВФ, которое было перебазировано в г.Бугуруслан
Оренбургской области.
Новое учебное заведение было названо Криворожским
авиационным училищем специальных служб ГВФ (КРАУСС ГВФ). В 1974 году оно было
переименовано в авиационное техническое училище гражданской авиации (КРАТУ
ГА), а в 1991 - году в авиационный технический колледж (КРАТК ГА).
АРТШ ГВФ перебазировалось в Кривой Рог в середине июня
1951 года эшелоном. Начальником эшелона был С.А. Стучинский. Предварительно,
для “удержания плацдарма”, в Кривой Рог прибыли Д.Г. Барабаш и А.Г.
Бондаренко, которые приняли базу и успешно противодействовали ее расхищению,
а также самозахвату жилого фонда.
Мы ехали в товарных вагонах - теплушках трое суток. Мы
-это рота курсантов-радистов и семьи постоянного состава - арза-масцев. Было
доставлено все необходимое для продолжения учебного процесса и обеспечения
бытовых условий курсантов и даже стройматериалы - бревна и доски от
разобранных казарм. История нашего учебного заведения началась с разгрузки
этого эшелона. Среди прибывших этим эшелоном арзамасцев были
преподаватели Корольков М.И., Орешкин Е.С., Рузин
Л.Н.,Шульпенков А.В.
врачи Рузина З.Н. и Иванова З.М.
инженеры и техники: Блинов В.М., Иванов В.А., Кашин
П.Я., Шалашов П.С., Машунин И.Н.
библиотекари Барабаш М.М., Миронова Н.А.
служащие Климов Д.В., Аьаев Н.И., Назаров B.C., Лапов
Н.И.,Стучинская Е.И. и др.
Для меня арзамасский перивод был как бы “пробой пера” в
профессии преподавателя. Я понял, что для достижения уровня моих любимых
Учителей, надо работать долго и упорно. Я вступил на этот путь и продолжаю
осиливать эту дорогу здесь, в Кривом Роге, вот уже 50 лет....
Глава 3. Кривой Рог 1951...2001 годы
Эта глава охватывает 50 лет - всю нашу историю. В ней
фрагментарно описаны периоды создания, становления и развития училища до
распада СССР и делается попытка осмыслить события последнего десятилетия,
которое можно назвать периодом кризиса и возрождения в новых условиях
независимой Украины.
В течение первых 40 лет наше училище удовлетворяло
потребности в кадрах Аэрофлота - крупнейшей в мире и бурно развивавшейся в то
время авиакомпании. Условия нашей работы непрерывно усложнялись. Трудности
этого периода - это трудности роста. К ним можно отнести:
Частую смену поколений авиационной техники.
Нарастание объема и сложности изучаемого оборудования,
обеспечивающего безопасность полетов.
Повышение в этих условиях требований к профессиональной
подготовке авиатехников и связанная с этим необходимость непрерывного
совершенствования всей системы подготовки, переподготовки и повышения
квалификации специалистов в училище. Непрерывное нарастание объемов работы на
очном и на за
очном отпелении. Количество курсантов возросгто от 100
до 2100 человек.
В этих условиях училище добилось лидирующего положения в
отрасли и непрерывно удерживало его. В этой работе сформировался прекрасный
коллектив профессионалов - единомышленников. В нем формировался и я как
человек, педагог, и специалист.
Параграфы этой главы содержат воспоминания об этапах
создания, становления и развития училища, моих коллегах - воспитателях, наших
выпускниках, о кризисе и возрождении колледжа за 10 лет независимости
Украины.
Создание
училища. 1951... 1955 годы
Территория, которую предстояло освоить, была обширна и
пустынна. Поселок “Смычка” состоял из девяти двухэтажных каменных домов. В
одном из них ныне расположены ОНС, бухгалтерия и ред-группа. Пять таких домов
принадлежали училищу. Четыре дома были жилыми. По несколько квартир в каждом
из этих домов и пять сборных коттеджей составляли жилой фонд для постоянного
состава.
На месте нынешних учебных корпусов паслись коровы. Грязь
была непролазная. В дождливую погоду без резиновых сапог не пройти. Отопление
печное. Удобства во дворе. Баня в городе.
Коллектив создателей училища состоял из арзамасцев,
рижан, криворожан и персонально направленных руководителей.
В 1952 году вместе с ротой курсантов РАУСС ГВФ,
переведенных на третий курс, из Риги прибыли Сурвилло Ю.М. - начальник цикла
авиаприборов, Рыкун В.И. - начальник социально-экономического цикла, Сериков
В.В., Советов А.А., Сляпин О.Ф. -старшие преподаватели.
Персонально были направлены в училище Иванов П. Ф. -
начальник политотдела, полковник Воробьев П.Е. - начальник военного цикла,
Тегель Э.О. - начальник радиотехнического цикла, Жиж-ченко В.И. - начальник
общетехнического цикла, Рапопорт Я.И. -начальник учебного отдела.
Основную массу составляли арзамасцы и криворожане.
Впечатляет работа, выполненная коллективом в этот период. Это был один из
напряженнейших этапов нашей истории.
Были доучены и выпущены в 1952 году курсанты АРТШ
ГВФ - радиооператоры.
Был произведен набор и начато обучение в 1952-53 учебном
году четырех учебных групп курсантов КРАУСС ГВФ. На
первом курсе - по две группы “радистов” и “прибористов”. Это была 1- рота.
Командиром ее был ветеран ВОВ и училища, в прошлом гвардии капитан, командир
штрафной роты, освобождавшей Севастополь, почетный гражданин этого города
Семен Юдович Каплун.
Было завершено в 1952-53 учебном году обучение и
выпущены четыре группы курсантов-рижан. Это была третья рота. Командир -
бывший фронтовой офицер, ветеран ВОВ Петр Михайлович Шевченко.
Был обеспечен, начиная с 1953-54 учебного года,
полныйцикл обучения на 1,2 и 3 курсах 12 учебных групп и выпуск ежегодно по 2
группы техников каждой специальности при
достаточно высоком качестве их подготовки. В 1952 году
на1 курс была набрана первая рота. Ее командиром стал ветеран ВОВ Батако
Косполатович Лазарев. С ним я проработал бок-о-бок более 30 лет в качестве
классного руководителя.
Для выполнения этих задач была успешно решена кадровая
проблема, создана учебно-материальная база училища, обеспечены минимально
необходимые жилищно-бытовые условия для курсантов и постоянного состава,
организован учебно-воспитательный процесс."
|