Главная
Вход Регистрация Забыли пароль? Помощь Пользователи Поиск Правила форума КРАУСС
Чат выключен


Владимир Кацман

 Список форумов: КРАУСС »  »  ССЫЛКИ
 (Модераторы: Жека, Наджаф, Владимир Засухин)
Поиск в теме | Версия для печати
Страниц (1) 
СообщениеОтправлено: 16 Декабря, 2005 - 13:23:21 Ответить с цитированием : ID   
ДимДимыч
Администратор


Всего записей: 4454  
Откуда: Жуковский
Покинул форум


Этот человек давал подписку о том, что «за разглашение госсекрета может быть осужден на срок до 15 лет», чуть позже — еще одну подписку с формулировкой «…и на срок до 7 лет». Прошло столько лет, что даже эти две сложенные вместе цифры перекрылись вдвое. И он решился рассказать несколько сенсационных историй — о годах своего общения с Леонидом Кучмой, Борисом Харитоном, Михаилом Янгелем, о перевозке первой в СССР ядерной боеголовки, о смерти своих друзей-летчиков, о встречах с НЛО, о версии катастрофы Су-27. Трудно поверить, что все это уместилось в жизнь заслуженного работника транспорта Украины, инженера-пилота первого класса, а ныне 71-летнего пенсионера-днепропетровца Константина Федоровича Проскуры.

В кабинете главного редактора раздался телефонный звонок. «Здравствуйте, я хочу вам рассказать, как я возил на Байконур, в Капустин Яр и в Воткинск на самолетах Ли-2 Леонида Кучму...» Признаться, с первой минуты разговора было ясно, что мы попали на сенсацию. Звонок позвал в дорогу. И вот мы в гостях в небольшой квартире днепропетровского пенсионера. Ко встрече готовились — на столе куча фотографий, на диване — карты аэропортов мира — Сан-Франциско, Токио, Франкфурт... Такой детальной коллекции нет, наверное, даже в военных архивах. К сожалению, газетная площадь позволяет нам передать лишь часть почти четырехчасового разговора с Константином Федоровичем Проскурой, которого можно назвать просто: герой нашего времени...


КАК ПОССОРИЛИСЬ И ПОМИРИЛИСЬ ТУПОЛЕВ И ЯНГЕЛЬ

«Мне известна одна история. Когда я после Криворожского летного училища и Ленинградского института пришел в авиаотряд, нас подключили к обслуживанию рейсов, которые не значились в расписании. Днем мы летали обычными пассажирскими рейсами, например, Днепропетровск—Киев, Днепропетровск—Симферополь, а вот ночью... Обычно на час ночи или что-то около того назначали спецрейс: с секретного завода «Южмаш» везли на Байконур, в Капустин Яр под Волгоградом или в другие места Урала и Сибири сотрудников-ракетчиков. Набиралось человек 40, а иногда и полный самолет. Летали тогда в основном на Ан-24 или Ил-14... Генеральный конструктор советских ракет Михаил Янгель отдыхал как-то в санатории вместе с конструктором самолетов Туполевым. Тот и спрашивает у Янгеля: «Ты на каких самолетах летаешь из Днепропетровска на Байконур? Почему берешь ИЛы и АНы? Что, мои игнорируешь?» В общем, поссорились вроде, даже не разговаривали три дня. А потом Янгель решил все-таки взять для таких перевозок три самолета Ту-134, их тогда в Харькове выпускали. Ну и помирились вроде конструкторы. Я полетел в школу высшей летной подготовки в Ульяновске, переучился, заказали самолеты. И тут пришло известие о гибели Ан-10 под Харьковом — тогда еще разбился на нем популярный артист-пародист Геннадий Чистяков, помните? И от Ан-10 решили отказаться, как раз вовремя поспел Ту-134... Но тут умер Янгель, прямо в день своего рождения, когда ему вручали подарки, — упал на ковер и скончался... Вот и забыли все про заказ этот, по-прежнему летали на ИЛах и АНах, а еще был такой старый самолет, еще военный — Ли-2. Вот на этом Ли-2 я первый раз и встретил Леонида Даниловича Кучму, молодого парня, инженера-ракетчика, который в 1960 году пришел после института на завод...


С ЯДЕРНОЙ БОЕГОЛОВКОЙ НА БОРТУ

«В 1959 году, в октябре, как потом уже выяснилось, я перевозил на борту своего самолета Ли-2 первую советскую ядерную боеголовку. Впервые в мире ядерный наконечник поставили на боевую ракету — американцы в этом от нас отстали. Тогда опасно было ставить ядерные заряды на ракеты, могло все взорваться, как это было с главнокомандующим стратегическими ракетными войсками СССР Неделиным. Ракета не запустилась, все подошли к ракете, только Янгель остался в бункере. Неделин сел у ракеты, закурил, рабочие поползли по лестницам на корпус. И тут вдруг запустилась вторая ступень ракеты. Все начали бежать, но вокруг в три слоя была колючая проволока. Так их всех у проволоки и объял огонь. Ничего не осталось. Неделина опознали лишь по кусочку золота в бетоне — он был Героем Советского Союза, вот от звездочки кусочек и остался... Так вот, 5 октября 1959 года меня вызвал командир отряда и сказал: «Важное задание, мы доверяем тебе — лети в Москву». Они все знали, а я ничего не знал, только догадался, потому что на мой старенький самолетик поставили все новое. В Москве поставили меня на самую дальнюю стоянку, подходят двое в одинаковых макинтошах, сразу видно — из органов. «Вы готовы выполнить задание?» — дали подписать мне документ о неразглашение гостайны. Полетели на странный аэродром южнее Горького — мне дали особый позывной и меняли его каждый час. Кстати, я заметил, что в эфире в это время было пусто-пусто, необычно очень. Это только потом я узнал, что все самолеты тогда посадили, расчистив мне путь. Возле Девеевского монастыря меня посадили, аэродром — прямо в лесу. Нас накормили, отправили спать. А утром прихожу в самолет — вижу в самом хвосте самолета сидят пять человек, спрятались за чехлы от двигателей и дрожат, низко опустив головы. Как вроде молятся... Захожу в салон: там сидят двое военных возле огромного конуса, накрытого брезентом. Я к ним: «Что за груз? Какой вес? Как закреплен?» А они — словно окаменевшие. Я тогда рукой приоткрыл брезент — тут на меня как набросятся оба. Но я увидел — стальной корпус, потихоньку начал догадываться, что за груз надо везти... Вылетели по направлению к Ижевску, связываемся с Горьким, долетаем до Воткинска, родины Чайковского. Я почувствовал сзади, как по спине стекают две струйки пота — они мне показались прямо-таки раскаленным металлом... Отметку диспетчеры сделали мне так, будто бы я летал в Горький и Свердловск. А встретил меня до боли знакомый человек. Только спустя много лет я его узнал, когда прочитал некролог в газете. Это был Борис Харитон, великий физик-ядерщик. А узнал я о том, что перевозил, только из речи Хрущева на съезде партии в декабре. Он тогда объявил, что СССР установил впервые в мире ядерные боеголовки на дежурство, нацеленные против наших врагов... Еще я догадался обо всем потому, что целый год очень плохо себя чувствовал, видимо, сильно облучился...

Через три года этот самолет Ли-2, на котором я перевозил боеголовку, развалился в воздухе, выполняя рейс Баку—Запорожье, возле Минвод. Погиб весь экипаж. Я помню похороны. На них разрешили прийти только самым близким».


СЕКРЕТНЫЕ РЕЙСЫ С ЛЕОНИДОМ КУЧМОЙ

«Конструкторов, инженеров с «Южмаша» мы возили на Байконур и обратно на Ли-2, Ан-24 и Ил-14. Вместе с пассажирами — а это были люди разных профессий, от генерального конструктора до уборщицы —мы ездили в Ленинск, городок под Байконуром, ночевали там, а потом вечером снова летели на Днепропетровск. Пассажиров везли разных, они везли всегда много подарков — тогда вещи в дефиците были, а в городке космонавтов иногда что-то выбрасывали на прилавки. Я помню, что частенько в самолет умудрялись даже холодильники заталкивать — дефицит! Я часто возил Михаила Янгеля. Он мне, кстати, в 1967 году помог получить квартиру, где я теперь живу. Так и сказал: «Летчику нашему дайте квартиру хорошую!» Хорошо помню и Леонида Кучму — я пришел в авиаотряд 1964 году, он тогда уже постоянно летал на Байконур, хотя всего четыре года, как пришел на завод после университета. Он был очень общительный человек. Частенько заходил в кабину (да она и симолически отделяла нас от пассажиров), в самолете всегда шутил — анекдот какой или байку рассказывал, смеялся всегда. Я не знал, какую он должность занимает, кем работает — это был секрет, но этого веселого человека все запоминали сразу. Он легко с людьми сходится. Помню, был эпизод: мы в Гурьеве накупили рыбы копченой, три мешка. Потом приземлились, зашли в столовую, разделили эту рыбу, Леониду Даниловичу тоже досталась кучка, радовались тогда очень... Время было такое».


НОВОГОДНИЙ РОЗЫГРЫШ

«Еще один веселый случай помню. На старой квартире в Днепропетровске жил по соседству с кумом Леонида Даниловича. И однажды на Новый год — веселые все были, радостные — заходят они ко мне, а Леонид Данилович в костюме Деда Мороза. Начал детей поздравлять, подарки раздавать. Разыграли, значит, меня... Узнал Леонид Данилович меня, говорит, дескать, полетели подарки раздавать!..»


ПАНИКА В САМОЛЕТЕ

«Помню еще такой случай, когда был Леонид Данилович на борту. Мы прилетели в холодное время и оставили самолет греться. А утром надо было лететь с впрыском воды — так запускался самолет. И когда пошел холодный воздух, то в кабине образовалось сплошное паровое облако. Кто-то закричал «Пожар!» — тут паника и поднялась. Но я успокоил пассажиров, лечу и кричу — «Гари нет, не пахнет, успокойтесь!» Потом всю дорогу летели напряженно, не до смеха было... Я тоже испугался — такое было со мной только еще один раз. Уже незадолго до пенсии, под Запорожьем. Диспетчер отошел от пульта, пообедать (как совсем недавно в Германии), нам дали одинаковую высоту с другим самолетом. Но я-то не знал об этой ошибке. Сижу в кабине и вдруг — над головой огромная тень. Меня аж подбросило в кресле... Говорят, мы разминулись буквально на считанные метры. Я на землю ступил, подошел к диспетчеру и говорю так тихо: «Пиши рапорт!» Он ни слова не сказал, рапорт написал — и до пенсии встречал наши самолеты в аэропорту, мне всегда честь отдавал...»


О ДЕТЯХ И ЗДОРОВЬЕ

«У моего сына есть ризеншнауцер, зовут его Банзай, с которым мы большие друзья. Через день мы ходим с ним на пляж, где купаемся, я его дрессирую, вместе бегаем, несмотря на мой 71 год. В конце прогулки мы бродим по большой набережной Днепропетровска, а потом отвожу Банзая обратно домой к сыну. И хочу сказать, что для меня время, проведенное с собакой, — лучшее. Он признает меня своим хозяином и удивительно чувствует, какое у меня настроение. У нас с ним режим: день на пляже, день на огороде. И я могу рекомендовать многим пенсионерам заводить собак и проводить с ними прогулки, которые сами по себе уже снимают напряжение и усталость... После нескольких лет перелетов — а особенно, видимо, после перевозки боеголовки — я себя чувствовал неважно. В нашей эскадрилье два летчика умерли от белокровия. Кружилась голова и у меня. Я заметил такую особенность. Все приборы, а их около сотни, в кабинах пилотов в наших самолетах раньше были покрыты фосфором, все ручки, рукоятки, чтобы светились в темноте. И когда появились счетчики Гейгера, решили проверить кабины на излучение, занесли в кабину, то стрелки моментально зашкалили. Санитарные врачи за голову схватились: «Как же вы летаете?!» Вот так и летали. Потом стали в срочном порядке соскабливать этот фосфор. Но, к сожалению, в этом и можно увидеть причину того, почему у многих летчиков рождались больные дети. Я всю жизнь не был обделен здоровьем, моя жена здоровая, а сын родился с пороком сердца. Внука тоже постоянно возим в санатории. И дочка болеет. Мне печально об этом говорить, но мое потомство болеет из-за моей профессии летчика. Я об этом все время думаю. Шутка ли, налетать 16 тысяч часов! Получается, что я провел в небе беспрерывно два с половиной года. Два с половиной года колоссального облучения. Жаль, но поделать уже ничего нельзя... Нас, летчиков, спасало, может, вот такое еще обстоятельство: когда мы летали зимой на Ли-2, там есть такая противообледенительная система спиртовая. Нам выдавали по двадцать литров чистого спирта на воздушные винты и стекло против обледенения. Обычно мы этот спирт не использовали целиком: довольно существенный его остаток разливали по стаканам и выпивали. Получалось по 5 литров на каждого. Выпьем — и спать. Все как рукой снимало. Это сейчас уже известно, что, оказывается, алкоголь способствует выведению из организма радиации. Получается, что мы автоматически спасали себя, не зная сами о подобной «пользе» спирта».


НОВАЯ ВЕРСИЯ ТРАГЕДИИ ВО ЛЬВОВЕ С СУ-27

«Я это вижу, как будто сам за штурвалом... Температура какая была во Львове? Правильно, 30 градусов. А при такой температуре воздух разряженный, он легкий. И для подсоса на форсаж, который делал экипаж, его не хватает. Такую фигуру при такой температуре и такой плотности воздуха надо делать на высоте, не менее чем 800—900 метров. Тогда при форсаже и при таком угле атаке не закроются задвижки при всасывании воздуха. А они были закрыты, это видно даже на экране телевизора... Для форсажа воздуха не хватило, неужели такие опытные летчики этого не заметили — это было начало катастрофы, когда такую фигуру начали делать на высоте 300 метров. Катастрофа уже тогда произошла — и все остальное только ее последствия!»


СТАЛИН НЕ ЛЕТАЛ С ГЕНЕРАЛАМИ

«То, что расскажу вам, знаю, как говорится, из первых уст. Сталин единственный раз в жизни летал на самолете, в Тегеран. До Баку он доехал поездом. Вышел, а в аэропорту ему говорят: есть два самолета, одним руководит генерал-полковник, а другим полковник — рекомендуем вам, Иосиф Виссарионович, лететь на первом... Сталин сделал три шага в строну первого самолета, а потом резко повернул: «Генералы не часто летают, во всяком случае, полковники чаще». После Тегерана полковник уже приехал Героем Советского Союза и в генеральском чине... Еще Сталин понимал, что летчику нужно летать много, часто летать!»


«СУДЬБА ДАРИЛА МНЕ ВСТРЕЧИ С КУЧМОЙ...»

«Я Леонида Даниловича уже будучи на пенсии много раз встречал. Как пришел подписать у него заявку на машину — ветеранам авто давали. Он мне сразу подписал. Но «шестерку» мне не удалось получить — Березовский купил «ВАЗ», машины подорожали в четыре раза... Вот и остался я только с «Запорожцем» стареньким, он два года в гараже, без аккумулятора гниет... Как-то встретил Кучму на футболе. Говорю: «Леонид Данилович, обидно получается, летчик получает пенсии 50 гривен, а стюардесса — 75...» Не поверил, а когда проверил, то пенсию нам, когда Кучма премьером еще был, действительно повысили, и сейчас не жалуюсь. Я вообще вам скажу так: никто для Украины больше не сделал, чем Леонид Данилович, никто! Это я вам скажу прямо. Гарантирую: за два выборных президентских срока никто не сделал бы больше! Он сделал максимум, что можно было сделать в разброде, в этом непростом времени, в непростой ситуации. И делает сейчас!.. И я рад, я очень рад, что судьба дарила мне встречи с Кучмой».

http://cn.com.ua/N228/details/details.html

-----

Instagram 1984-СА-1989, 8 рота.
  Профиль : E-mail : ICQ : Top

 КРАУСС »  » ССЫЛКИ
гость, Вы не вошли на форум!
Вы не можетеначинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Страниц (1) 

Поиск в теме | Версия для печати


Powered by ExBB 1.9.1
Original design created by Vjacheslav Trushkin. Converted to exBB by Markus®